C середины ноября всё впадает в забвение, Природа спит мертвецким сном - наступило первозимье. Тонкие ветви деревьев, окутанные ледяным инеем, звенят над головой, словно косточки соударяются. Наступает время цепенящего холода – период властвования Морены.
Имя Богини происходит от индоевропейского корня "мар\мор", связанного с повальной, массовой смертью. Морена прерывает косой нити людских жизней. Великая Богиня зимы и ночи, сна и вечной жизни, навьего мира.
Мареной, также, называют куклу или деревце с человеческими чертами, сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время земледельческих праздников и на стыке сезонов.
Приносили Марене жертву и требы, прося о том, что бы не была Зима суровой сверх меры, чтоб накрыла МАТЬ ЗЕМЛЮ добрым снежным одеялом.Чествовали её и кланялись ей как владычице Мира, вошедшей в свой срок на престол. Без смерти нет жизни, без ночи нет дня, а за Зимой всегда приходит Весна, всему свой срок и своё время.
Обращаясь на запад солнца, жрец говорит:
День года прожит, приходит Ночь…
Опало пламя, приходит тьма
И даже Боги уходят прочь,
И Мир в остывший идёт ЗИМА…
Так было, так будет от века до века и до конца веков…
(поклон)
Дева белая, яко снег – ледяная пыль
Дева чёрная, яко Ночь – тьма беззвездная.
Очи твои - лёд хладный
Думы твои – зверь гладный
Время твоё да воля твоя,
Срок твой да власть твоя.
(поклон)
Быть холоду до поры,
Лежать снегу до Весны,
Спать ЗЕМЛЕ, да сном тем живиться,
В колыбели ледяной
Быть до времени одной.
Ты пой, пой, Маренушка, песнь свою,
Завывай в метели,
Запевай в пурге,
Пой ЗЕМЛЕ песнь колыбельную,
Пой.
(поклон)
Автор: Бахарь
Марена связана с явлениями зимы и ночи, смерти и вечной жизни через перерождение. Она уносит то, что отжило свой срок. Ответственна за воплощения смерти в круговороте природы: зимний мертвецки-крепкий сон - весеннее пробуждение- расцвет - увядание и отхождение ко сну. Ржаное зёрнышко, погребённое землёй, напитывается влагой Матери-Сырой-Земли, согревается лучами ясного Солнца. Пробьётся из него жизнь - молодой росток. Росток превратится в колосок. Он созреет на благодатной ниве и, увянув сам, отдаст все свои силы молодым зёрнышкам. Так в природе проявляется круговорот жизнь - смерть -жизнь. Таким образом, смерть – это конец и источник бытия, лишь переход к новому началу через перерождение. Именно поэтому образ Мары воспринимается как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле. А ещё Марена дарует защиту своему народу – заметала и морозила она лютых врагов наших во время зимних сражений.
Историк и археолог Борис Александрович Рыбаков в своём труде раскрывает предположение, что именно Богиня Марена стала прообразам сказочных персонажей. Например, для Бабы-Яги. Иногда в текстах сказок отмечается одноглазость Бабы-Яги (что является признаком иномирья). Находятся связи Марены и со сказочным образом Лиха Одноглазого – великанши, поедающей людей.