Заголовок 1 первой колонки

Текст первой колонки 1

Заголовок 2 первой колонки

Текст первой колонки 2

Заголовок второй колонки

Текст второй колонки

Заголовок третьей колонки

Текст третьей колонки

Зареница
Приветствуем Вас
на сайте
"Зареница"

* * * * *
Вы можете оставаться
гостем, но будет
гораздо приятнее, если Вы
войдёте под своим
логином или пройдёте
процесс регистрации.
Зареница
Приветствуем Вас
на сайте
"Зареница"

* * * * *
Вы можете оставаться
гостем, но будет
гораздо приятнее, если Вы
войдёте под своим
логином или пройдёте
процесс регистрации.

Славяне, Славянское творчество, Абсурды христианства, Славянская здрава, Славянская кухня, Волшебный язык Славян, Славянская магия
 
ГлавнаяГлавная  ФорумФорум  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Последние темы
» Если родновер (славянский язычник) умер...
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВс 30 Июл - 11:23 автор Кречет

» Рассказы Евгения ЧеширКо
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeСр 8 Фев - 17:59 автор Кречет

» Подлинное сказание о зловянах.
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeСб 4 Фев - 16:49 автор Кречет

» Фильм "Викинг" .
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeСр 11 Янв - 21:00 автор Кречет

» Картины художника Андрея Шишкина.
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВс 1 Янв - 21:59 автор Кречет

» Хлеб-соль и клюква
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВт 29 Ноя - 10:49 автор Кречет

» Калитки с картофельной начинкой.
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВс 30 Окт - 17:34 автор Кречет

» О празднике Хеллоуин.
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВс 30 Окт - 17:29 автор Кречет

» Бигос.
Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВс 23 Окт - 17:33 автор Кречет

Поиск по Славянским сайтам
Праздники славян

Поделиться
 

 Хлеб-соль и клюква

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Кречет

Кречет

Сообщения : 270
Дата регистрации : 2013-01-03
Возраст : 45
Откуда : Коломна

Хлеб-соль и клюква Empty
СообщениеТема: Хлеб-соль и клюква   Хлеб-соль и клюква I_icon_minitimeВт 29 Ноя - 10:49

Хлеб-соль и клюква Fddlr4
Выявление очередного современного искажения русской народной традиции.

Пришло время для очередного разоблачения в сфере русской культуры. На этот раз я предлагаю по-новому взглянуть на одну из самых известных традиционных церемоний русского народа - подношение гостям хлеба-соли. Ещё и поэтому наша страна считается самой гостеприимной, радушной, щедрой и, как у нас говорят, - хлебосольной державой. Сама эта церемония, конечно же, имеет за собой очень древнюю, не только русскую, но общеславянскую традицию почитания хлеба.
Эта хлебосольная церемония не раз была описана различными иностранными путешественниками, посетившими нашу страну в стародавние времена.
В отличие от многих других наших церемоний, эта церемония, на первый взгляд, не претерпела каких-то глобальных изменений. Вроде бы всё выглядит как всегда: девушка или группа девушек в нелепых псевдорусских костюмах преподносят гостям на нелепом полотенце хлеб и соль (стоит отметить мимоходом, что все эти наряды - один страшнее и инороднее другого).

Хлеб-соль и клюква 2n732i0

Хлеб-соль и клюква 2eeyakn

Многие так уж шибко привыкли к этому тысячекратно виденному действу, что воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Но, если взглянуть на него по-новому взглядом исследователя, заручившись поддержкой летописных и изобразительных источников, то можно увидеть вопиющее искажение аутентичной традиции нашего народа. И дело здесь даже не в марсианских псевдорусских костюмах хлебосольных девушек (хотя это тоже, по сути, плевок в сторону народной традиции). А в том, что вообще-то не девушки должны были подносить гостям хлеб и соль, а старики: глава дома, староста поселения, глава края. Так было издавна заведено на Руси. Старинные дореволюционные фотографии и картины это правило «железно» подтверждают: нет в запечатлённых на них хлебосольных церемониях девушек даже рядом.
Потому, что ни девушка, ни женщина не должна была преподносить хлеб гостям и производить с хлебом какие либо иные действия «на людях».

Хлеб-соль и клюква Oh962q

Хлеб-соль и клюква S1tbet

Хлеб-соль и клюква 6rug6c

Хлеб-соль и клюква Sfi9v9

С самых древнейших времён только глава дома - «большак»- мог распределять пищу среди родичей. Это касалось, прежде всего, хлеба. Отсюда обычай: самый старший мужчина в доме, разрезая хлебную буханку, наделял каждого члена семьи его долей. Только он имел право взаимодействовать с хлебом и солью за столом. А так же - он самый первый приступал к трапезе.
Вот, что пишут на этот счёт авторитетные исследователи:
«В подобных обычаях проявляется основной смысл традиционного застолья: приобщение к «доле», воплощенной в обрядовых напитках и пище и отведенной всем членам данного социума, родовой общины, включая и предков, роль которых исполняли посторонние и странники (эта их роль проявляется и в раздаче пищи и напитков во время поминовения у дома и на кладбище), а нередко и священник».
И. А. Морозов «Обычаи, верования, магия связанные с началом и завершением трапезы».

"Хлебом да солью" встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи».
Ю. Рябцев. «Крестьянская трапеза»

«В свете сказанного особое значение приобретает порядок сидения за столом во время трапезы. Теперь он уже не соблюдается, но информанты вспоминают, что некогда он строго соблюдался: в большом углу, под иконами, сидел большак, хозяин, рядом с ним сыновья, дальше — снохи и дети, а на противоположном конце стола, напротив хозяина, ближе к печи или кухне, сидела большуха (иногда, впрочем, отмечается, что она вовсе не сидела за столом, а только подавала)…
Старший мужчина в семье, таким образом, находится в положении посредника между умершими и живыми родственниками и может выступать в роли предка-покровителя (ср. обряд перехода в новый дом, когда первым также входит старший мужчина в доме, что часто мотивируется скорой смертью первого вошедшего). То обстоятельство, что человек, во время трапезы сидящий во главе стола, в большом углу, занимает место предка, делает его авторитет непререкаемым; именно он распоряжается ходом застолья, именно он первым начинал есть...»
А. Б. Мороз «Стол в севернорусских поверьях и обрядах»

«Хлеб обычно выпекался без соли, так как он предназначался не только живым, но и мертвым. Такой хлеб имел более высокий статус, чем хлеб с солью (Лаврентьева 1992: 52–53). Солить могли уже испеченный хлеб. Так делалось потому, что соленый хлеб — пища людей. Такой хлеб нельзя предлагать предкам. В поминальные (праздничные) дни и в день похорон хлеб обязательно должен быть пресным. Вообще при всякой выпечке хлебов первый хлеб предназначался предкам (показательно, что, например, в Харьковской губернии домового угощали кашей без соли). Более того, любую приготовленную (горячую) пищу можно было солить только после того, как ее паром насыщались умершие родственники. Именно поэтому соль всегда подавалась отдельно, и солить пищу (или раздавать соль) мог только хозяин».
А. К. Байбурин «Нельзя... но если очень нужно...» (к интерпретации способов нарушения правил и запретов)

Итак, становится совершенно ясным то обстоятельство, почему ни на фотографиях, ни на картинах дореволюционного времени не было никаких церемониальных девушек подносящих хлеб-соль, да ещё в уродских клюквенных нарядах «а-ля рюс».


Во всех этих хлебосольных церемониях роль встречающих исполняли: в масштабе дома - глава дома; в масштабе поселения - старейшина села; в масштабе края - глава края.
Поэтому-то старики и старые старики, выносящие хлеб-соль, смотрятся очень органично.

А если уж забираться в совсем уж древние культурные общеславянские дебри, то вспоминаются сразу же свидетельство немецкого средневекового автора Саксона Грамматика из его произведения "Деяния данов", описывающего традиции славянских жителей острова Руян: "..Кроме того, в жертву идолу приносился ещё и [испечённый] из медового напитка пирог , круглый по форме и величиной почти в человеческий рост. 8 Жрец ставил его между собой и народом, после чего обычно спрашивал ругиян, видят ли они его, [т.е. жреца, за пирогом]. 9 Если они отвечали, что видят его , то он желал им, чтобы на следующий год они уже не смогли его увидеть. 10 И эти слова означали, что он просит для себя или для своего народа не гибели, а, наоборот, богатого урожая в будущем".
Комментируя этот фрагмент, Гейштор пишет (с. 115): "..круглый обрядовый калач является общим индоевропейским культурным достоянием; такого типа пироги называли summanalia от слова "рассвет", отсюда один из эпитетов Юпитера Summanus. Они также являлись составной частью умбрийского культа Юпитера; их также знает и индийский ритуал. Дополняя наше объяснение гаданий по калачу на Рюгене, следует обратить внимание на то, что у восточных и южных славян это парадоксальное пожелание, чтобы хозяина нельзя было разглядеть из-за пирога или хлеба, повторяется на Украине - "из-за каравая пасхального", в Герцеговине - "из-за калача на Рождество", в Белоруссии и в Болгарии - "из-за сладкого пирога в поминальный понедельник". Другой болгарский обычай связывал это пожелание с днём почитания местного святого. Священник вставал за грудой жертвенных хлебов и громко спрашивал: "Видите ли меня?", на что ему отвечали: "Да, видим тебя, видим". Затем священник говорил: "Чтобы вы в будущем не могли меня полностью видеть", в надежде на то, что урожай будет более обильным и за пирогом его не будет видно".
Опять же - рядом с ритуалами, связанными с культом хлеба, не заметно присутствия женщин - так было издавна. Но, возможно ли (и нужно ли) вносить изменения в ход современного хлебосольного действа, руководствуясь здравым смыслом? Каждый должен решить сам.
И, конечно же, эта тема требует более глубокого и всестороннего изучения неравнодушных исследователей…

Вернуться к началу Перейти вниз
 

Хлеб-соль и клюква

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Зареница :: Историческое прошлое Руси :: Историческое прошлое Руси-