Всякий раз при возникновении разговора на тему церковной антисанитарии, религиозные апологеты начинают уверять, что в храмах всё освящается, и поэтому нет никакой опасности подхватить инфекцию при целовании икон и крестов, лобызании рук священников, причащении с одной и той же ложки. Однако, давайте взглянем на исторические факты:
Мало кому известно, что в 70-х годах в Поволжье свирепствовала холера, люди умирали селами. На захоронение скончавшихся и дезинфекцию территорий посылались даже советские войска. А в августе 1970-го местоблюститель патриаршего престола и будущий патриарх Пимен издал распоряжение, запрещавшее в районах, охваченных холерой, прикладываться к иконам и причащаться.
http://www.borovsk-khram.ru/newspaper/paper5_54.htmlКонечно, если Пимен носил под рясой погоны КГБ, то вполне мог поступать подобным образом по указанию более высокого начальства, чем какой-то там Святый Дух или Господь Бог. Партия сказала "Надо!", епархия ответила "Йа воль!" Тогда есть смысл копнуть ещё глубже в историю -- во времена, когда до большевистского пришествия было ещё далеко:
Все началось с того, что одному простолюдину приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на "всемирную свечу", рассказывая всем о своем видении. Видимо, вместе с ним об этом сне и стал рассказывать священник Всехсвятского храма еще в самом начале сентября 1771 года. Однако времени потребовалось немного, чтобы нервное возбуждение народа достигло своего предела. Люди ринулись к Варварским воротам, и по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу, а такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливали болезнь. И тогда архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвования. Кроме того, он вслед за светскими властями ввел строгий «карантин». Больных было указано исповедовать через окно, не причащать, умерших отпевать заочно.
http://kulikovo.narod.ru/kulishki.htmlВот видите, даже священник Амвросий понимал, что никакие освящённые иконы не помогут от губительной инфекции, а лишь ещё более усугубят бедствия. Впрочем, православные фанатики не оценили сей заботы и просто напросто убили архиепископа. Зато другой церковный чин не стал рисковать своей жизнью и здоровьем. Он резво сбежал из Москвы, не надеясь на защиту со стороны божественных сил:
при "тишайшем" царе Алексее Михайловиче на столицу обрушилась страшная эпидемия. Чума появилась в Москве в августе 1654 г. Царь тогда был в военном походе под Смоленском, а всеми государственными делами распоряжался патриарх Никон. Но он спешно бежал из города, что вызвало возмущение москвичей.
http://na-warshavke.narod.ru/NW_10_03/history.htmИ не напрасно сдрейфил Святейший! Знал, что бог никому не поможет спастись -- ни прихожанину, ни священнику:
Дедушка священника Сергия Орлова отец Петр тоже был очень добрым человеком и усердным служителем. Он посещал больных прихожан во время эпидемии холеры, заразился и скончался.
http://www.trinity-church.ru/nast/encycl/14-10-06.htmМор 1521—22 г.г. интересен, между прочим, в том отношении, что во время его были применены впервые в Пскове некоторые меры против распространения эпидемии: закрыли Петровскую улицу, в которой начался мор "с обою концов", запечатывали дома, в которых находились больные, запретили священникам посещать больных.
http://www.pskovcity.ru/arh_1929.htmСтарики вспоминали, как в прошлом веке в чуму граф Орлов приказывал солдатам залпами разгонять молящихся у Иверской.
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/doktor-gaaz-epidemiya-holeryi/646.htmlДа и не только православные, но и свещенники других христианских конфессий тоже не уповают на милость божию либо на дезинфецирующую силу освящения:
Католический архидиоцез канадского города Эдмонтон подготовил для своих приходов специальную инструкцию о том, как вести себя и как проводить богослужения в случае эпидемии птичьего гриппа, - сообщает Христианский Мегапортал
www.invictory.org со ссылкой на Благовест-Инфо, сообщает сайт CathNews.
В частности, верующие будут получать Причастие только в руки, а не прямо в уста, как это делается традиционно. Таинство покаяния также должно будет измениться внешне – согласно епархиальным инструкциям, кабинки-исповедальни на время эпидемии должны закрыться, а исповедь будет проходить так: священник и верующий должны находиться друг от друга как минимум в метре, и у обоих на лице должны быть маски-респираторы. В случае если распространение птичьего гриппа примет особо угрожающие формы, католические церкви архидиоцеза могут быть вообще закрыты на карантин.
http://news.invictory.org/issue10449.htmlТак что, батюшки святы, рассказывайте и дальше свои чудесные сказки про отсутствие микробов на иконах и крестах. Случись чума, вы первыми побежите прочь от икон и крестов.
******************
http://1sci.ru/t/55