В сонме существ, которые, согласно верованиям наших предков, населяют лес, наряду с семейством Лешего и командой Деда Лесовика есть несколько проказников. Вот о них и пойдет сегодня речь.
Аука.
Этот персонаж имеет очень выразительную внешность: этакий пузатенький малыш с надутыми щечками. Он обладает удивительной способностью не нуждаться во сне – то есть абсолютно. Бодрствует круглосуточно и круглогодично. Живет он в самой глухомани леса, в избушке, проконопаченной золотым мхом.
Может быть, именно это обстоятельство обеспечивает постоянно тепло в домике даже в самую сильную стужу. Хотя, как пишет А. Ремизов, «бойко выходит дым из трубы», стало быть, помещение хорошо протапливается. Для поддержания чистоты Аука держит в качестве метлы медвежью лапу. И еще одно чудесное свойство имеет его жилище: в нем всегда есть запас талой воды.
Кстати, зима для Ауки – любимое время года, поскольку он может резвиться, обходясь без конкуренции других лесных духов, почивающих до весны. У него два любимых занятия – шутить – балагурить и сбивать путников с дороги. Уже само имя выдает способ проказ этого невидимки: он отзывается на голос человека со всех сторон и таким образом путает следы. И делает это не от злости, а для собственного развлечения.
Боли-бошка.
Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица – скорбное.
Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах. Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!).
Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.
Моховой и Лазавик.
Эти лесные духи обитают в болотистой местности. Кроха Моховой маскируется с помощью зеленого или бурого цвета – под стать мху, в котором живет. Он считается самым низкорослым представителем в популяции лесных духов. Может являться людям в образе свиньи или барана, а захочет спрятаться – превращается в маленькую кочку. И хотя обычно является сторонником вегетарианской пищи, но, по слухам, как вы понимаете, непроверенным, способен заесть ребенка. А может, этим просто стращали детишек-непосед.
По роду занятий Мохового можно отнести к постовым или контролерам: он не позволяет собирать ягоды в неположенное время. Тех, кто попадется на этом, Моховой начинает водить кругами до тех пор, пока вконец не измотает. Но для справедливости надо отметить, что помучив изрядно, как правило, отпускает ослушников подобру-поздорову.
О лазавиках известно, что это карлики ростом с ноготок, самая яркая характеристика их внешности – длиннющая борода. Другая особая примета – семисаженный кнут в руках. Они могут напугать человека сверканием глаз, которые горят, как огоньки.
Пущевик.
В белорусском фольклоре хозяин ограниченного участка нетронутого леса (пущи), исключительно враждебный человеку "старший брат лешего"
"Сколько есть на землѣ лѣшихъ, нетрудно вычислить по наличнымъ лѣснымъ площадямъ, потому что для каждой изъ нихъ назначается отдѣльный лѣшій. Если же лѣсная площадь велика, то и тутъ можно опредѣлить область лѣшаго, которая обнимаетъ не болѣе семи квадратныхъ верстъ. Еще удобнѣе опредѣлить число пущевиковъ, которые имѣютъ ограниченную и тѣсную область, а именно — дѣвственный лѣсъ, или лѣсъ выдающейся вышины ("пуща-дремуща"). Какъ и лѣшій, пущевикъ превышаетъ головою самое высокое дерево, — что помогаетъ видѣть окрестные предметы на далекое разстояніе. Есть, однако, пущевики, которымъ такія деревья только по плечо.
Младшій братъ пущевика, лѣшій, идетъ на кое-какую сдѣлку съ человѣкомъ; какъ видно было, его дѣти (лѣшата) даже благодѣтельствуютъ человѣку; свирѣпый пущевикъ спѣшитъ стать поперекъ добрыхъ намѣреній брата, чинитъ одно лишь зло, памятуя, что ему пришлось уйти въ вѣковыя дубравы именно изъ-за давнихъ козней человѣка. Онъ не щадитъ ни стариковъ, ни дѣтей, ни женщинъ, ни немощніковъ, ни житейскихъ помощниковъ человѣка — домашнихъ животныхъ: разъ жертва зашла въ пущу — ея гибель неизбѣжна. Косматый, поросшій волокнистымъ мхомъ по всему тѣлу, не исключая носа и глазъ, гигантъ по росту, пущевикъ способенъ убить жертву однимъ своимъ обликомъ; когда достигнута цѣль, онъ не хохочетъ, подобно лѣшему, не издѣвается надъ жертвою, а спокойно слѣдуетъ дальше, точно сдѣлалъ заурядное дѣло, исполнилъ скромный долгъ.
Къ счастью человѣка, пущевики весьма рѣдки, и есть немало пущъ, гдѣ заурядъ хозяйничаютъ одни только лѣшіе. "Гдѣ гибель человѣка, тамъ скрыто и спасеніе его": пущевикъ неповоротливъ, дряхлъ до отупѣния, плохо видитъ, что дѣлается у его ногъ. Все это помогаетъ человѣку уходить отъ страшнаго человѣкоподобника; при неизбѣжной же встрѣчѣ съ нимъ, нужно дѣлать крутые повороты туда и сюда, да спѣшно оставить область пущи, дальше которой пущевикъ не рѣшается дѣлать своего старческаго шага.
Н.Я.Никифоровскій "Нечистики. Сводъ простонародныхъ въ Витебской Бѣлоруссіи сказаній о нечистой силѣ"
"Сам он высоченный, а тело все в коре. Да и сам он похож на дерево. Если угодишь туда, где пущевик живет, то не отличишь его ни от сосен, ни от берез. А это потому, что он весь корой зарос. Да и я несколько раз видела пущевика. Это летом было, когда я по ягоды в наш лес ходила. Раз зашла на какую-то поляну, села и ягоды собираю. Но тут мне показалось, что за мной кто-то подглядывает. Я скорее оттуда ушла. А дома уже посмотрела, что ягоды очень кислые, горькие. Это мне такие ягоды пущевик подсунул."
Записано в 2006 году И.Шевко в деревне Глыбовка Ветковского района Гомельской области от Гулевич Катерины Федоровны, 1947 г.р.