Вопрос названий старинных славянских и русских знаков в вышивке и ткачестве относится к числу самых болезненных тем, в силу того, что за последние 15 - 20 лет в этой области появилось много отсебятины, много фальсификаций, информационных вбросов, много выдуманного, не имеющего никакого отношения к тем названиям знаков, какие бытовали прежде в деревнях и губерниях России, не говоря уже о других славянских странах.
Тема посвящена выяснению истоков названия Алатырь для знака, внешне похожего на цветок или звезду.
Удмурты называют его "толэзь" - луна. Источник: брошюра "Удмуртские узоры", выпущена в Ижевске в 1994 году Министерством культуры Удмуртской Республики и Национальным центром декоративно-прикладного искусства и ремесел.
Этот знак находится в самом центре флага Мордовии, его описывают как "солярный знак — 8-конечная розетка маренового цвета — символ солнца, добра, тепла, открытости." Источник
http://www.mordovia.info/wiki/Государственные_символыУ латышей этот знак называется Auseklis, это слово возводят к немецкому "aus"- "восточное", латышск. sekla - "семя". Ему приписывают значения: "восходящее солнце", "восходящая звезда" или "восходящая луна". Также пишут, что Auseklis было именем древнего языческого мужского божества возрождения жизни. Источник
http://www.seiyaku.com/customs/crosses/auseklis.htmlКак же этот знак назывался в стародавние времена у нас?
Ни в одной из старинных книг 19 века, какие мне доводилось листать, мне не встречалось название Алатырь в качестве названия какого бы то ни было узора. Алатырь-камень встречается, река, город - но не название узора или знака.
Существует немало изданий по истории русской одежды, старинных знаков, украшавших одежду, их выпускали в советские годы, их выпускают и в наши дней музеи или отдельные исследователи, но и в них не встречается это название. Зато им изобилуют статьи о славянских символах в интернете без указания авторов и без источников. В силу этого невольно станешь сомневаться в том, действительно ли это название имеет право принадлежать этому знаку, не выдумка ли это какого-нибудь "доброжелателя".
В том, что такой знак бытовал - сомнений быть не может, он в изобилии украшает белорусские женские рубахи, вышитый гладью, эстонские узорные пояса, сотканные на ниту, примеров немало. Но речь именно о таком его названии.
С каких пор этот знак стали называть Алатырь? В какой деревне в каком году были записаны такие сведения, какой наиболее ранний текст упоминает это название в качестве названия узорного знака?
Менее всего хочется сомневаться в названиях знаков, но и называть выдуманным названием старинный подлинный знак у нас всё-таки нет права, ведь главное в области традиций и промыслов - сохранять то, что было в самом деле, не искажая нашу историю, то важное, что высоко ценили наши предки.
Если это название приписано этому знаку умышленно и не так давно, это может значить только одно - это шаг в сторону создания псевдореальности, фэнтези-реальности, и этот псевдомир, наполненный псевдославянскими названиями и толкованиями, не имеет права называться славянским, он не имеет отношения к нашей русской истории, к системе образов, к значимым для наших предков понятий. Важно знать подлинную историю, не верить искажениям, проверять источники, не быть легковерными. Иначе от традиций в конечном итоге останутся только рожки да ножки. Беречь традиции - это совсем непросто, а ведь это наше общее народное достояние, и добраться до правды в этом вопросе - и можно, и нужно, если для нас это не просто модный значок на футболке или подвеска на шнуре как дань моде, а часть великого художественного наследия, которое негоже зарисовывать современными граффити.
Марианна Медведева